26.04.2024

Нынешней «Формуле 1» осталось жить всего 15 лет?

Фото E.A.N.

На сайте Forbes опубликован аналитический материал, посвященный недалекому будущему «Формулы 1» в свете экологических стандартов, которые будут приняты, в честности, в Великобритании в 2035 году. По мнению автора материала, «Большим призам» придется отказаться от бензиновых двигателей. Но что станет с чемпионатом — пока вопрос. Хотя всем известно, что двигатели болидов F1 никак не влияют на экологию по сравнению с другими загрязнителями, а «чистая» Formula E вовсе и не чистая, если учесть сколько солярки сжигают их трейлеры и сколько керосина самолеты при переездах из одного города в другой. Тут же стоит добавить, что далеко не вся электроэнергия, которой заряжают аккумуляторы F1 и FE вырабатывается экологически чистым способом.

Будущее Формулы-1 стало неопределенным после того, как правительство Великобритании объявило во вторник, что оно запретит продажу всех новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2035 году «или раньше, если будет возможен более быстрый переход».

Изначально они должны были прийти к этому в 2040 году, но эксперты посоветовали правительству ускориться, чтобы достичь своей цели — подойти к 2050 году практически без выбросов углерода.

Это зловещий процесс для «Формулы 1», поскольку эта серия — плакат для борьбы с загрязнением. В этом году десять команд F1 проведут рекордные 22 гонки в 22 странах в течение восьми месяцев, что далеко не просто.

Фото Pixabay.com

F1 привозит на каждое мероприятие 150 000 кг вещательного оборудования, 30 контейнеров с грузом для обеспечения работы и отдыха и целых 50 тонн груза на команду. Это составляет более 750 тонн, а логистический гигант DHL использует около трехсот грузовиков для перевозки всего этого хозяйства на девять европейских Гран-При. До семи грузовых самолетов Boeing 747 выполнят 13 дальнемагистральных рейсов и пролетят в общей сложности 131 995 километров в течение сезона. Это наносит тяжелый урон окружающей среде даже без учета выбросов от самих автомобилей.

Автомобили F1 приводятся в действие 1,6-литровым двигателем V6, который исполнительный директор FOM Чейз Кэри назвал в ноябре «самым эффективным в мире».

Многие считали, что гибриды — будущее транспорта, но этот факт был поставлен под сомнение объявлением во вторник, так как эти двигатели также попадают под запрет правительства Великобритании.

Тут стоит добавить, что «гибриды» оказались по сути тупиковой ветвью эволюции и фактически похоронили чемпионат FIA по автогонкам на выносливость. Организаторам пришлось в корне изменить концепцию построения пелетона. «Гибриды» так и не стали народными моторами из-за своей дороговизны, несмотря на то, что их производят уже более 10 лет. В целом, запрет на бензиновые и дизельные моторы затронет все гоночные чемпионаты. И они исчезнут, если не поставят в свои машины «чистые» двигатели (E.A.N.).

Нет никаких предположений о том, что новое законодательство не позволило бы командам «Формулы 1» использовать гибридные двигатели, но запретило бы автопроизводителям продавать автомобили в Великобритании, которые работают на них. Двигатели F1 производят Ferrari, Honda, Mercedes и Renault, и для них основным рынком является Великобритания. Это также родная страна «Формулы 1».

Хотя F1 принадлежит американской инвестиционной компании Liberty Media, ее штаб-квартира находится в Великобритании, где также базируются семь из десяти команд. Это означает, что в родной стране F1 автопроизводителям не будет разрешено продавать автомобили с двигателями того же типа, что и в спорте.

Ferrari, Honda, Mercedes и Renault тратят почти 1 миллиард долларов в год на свои двигатели F1, и они делают это по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы рекламировать свои автомобили и, во-вторых, — разрабатывать гоночные двигатели, которые распространяются на их дорожные машины.

Обе эти движущие силы резко сойдут на нет в родной стране F1, когда вступит в силу новый закон и станет обязательной продажа электромобилей. Двигатели внутреннего сгорания не продвигают электромобили, и первые не стимулируют развитие последних. Великобритания — это только начало.

В ноябре было объявлено, что «проекты по сокращению выбросов углерода начнутся немедленно, чтобы начать путь к превращению F1 в более устойчивый вид спорта». Они включают в себя переход к использованию органического топлива и 100% возобновляемых источников энергии для офисов, объектов и заводов. Одноразовые пластмассы будут заменены в гонках экологически чистыми материалами, а все отходы будут использованы повторно или переработаны. Организаторы F1 добавили, что будут даже стимулы, предлагающие болельщикам более зеленый способ попасть на гонки.

Цель всего этого — добиться к 2030 году чистого нулевого углеродного следа, что, возможно, будет слишком поздно, учитывая, что родная страна F1 введет свой запрет всего пять лет спустя.

Стремясь повысить свою экологическую эффективность, F1 и ее регулирующий орган FIA подписали в прошлом месяце договор о климате Организации Объединенных Наций. Рамочная программа действий «Спорт для климата» — это схема, призванная сделать спорт более экологичным. Подписавшиеся стороны берут на себя пять обязательств, включая содействие «повышению ответственности за состояние окружающей среды» и снижение общего воздействия на климат. Промоутеры F1 сообщили, что план, объявленный в ноябре план отвечает всем этим требованиям, и Чейс Кери назвал его «первой в мире стратегией устойчивого развития». Но это не совсем так.

В 1997 году, за два десятилетия до того, как Кери пришел в F1, FIA создала схему, чтобы компенсировать все выбросы углерода F1, содействую мексиканскому фонду Fonfo BioClimatico, который управляет рядом схем посадки деревьев. Чем больше деревьев было посажено, тем больше выбросов было компенсировано, и понятно, что это касается не только автомобилей F1, но и поездок персонала по всему миру.

Эта инициатива обогнала свое время и не было сделано, чтобы заставить F1 выглядеть зеленее. Вместо этого источник говорит, что «цель состояла в том, чтобы попытаться привлечь внимание к растущей проблеме CO2 и глобального потепления через посредство F1».

FIA показала, что всего в первый год действия схемы «Формулы 1» стала нейтральной по отношению к выбросам углерода и оставалась такой минимум десять лет.

Кажется удивительным, что F1 потребуется так много времени, чтобы снова стать углеродно-нейтральным, когда она уже была таковой еще десять лет назад. В отличие от этого, к 2035 году ожидается, что Финляндия целиком станет углеродно-нейтральной, что сделает цель «Формулы 1» еще более удивительной.

Однако даже если F1 ускорит этот план, он все равно не сможет обойти запрет на продажу новых гибридных автомобилей в Великобритании. Критики могут утверждать, что до 2035 года еще далеко, но автопроизводители как раз и смотрят так далеко. Великобритания является основным рынком сбыта для Ferrari, Honda, Mercedes и Renault, поэтому запрет на использование гибридных двигателей только в этой стране затруднит им оправдание миллиардных трат на F1 для их продвижения своей продукции.

Как мы недавно выяснили , производитель затрачивает 1,4 млрд долларов на разработку и создание победившего в чемпионате двигателя F1 в течение семилетнего срока действия контракта. Текущий истекает в конце этого года, но вместо введения нового двигателя в 2021 году F1 решил сохранить существующий. Это экономит затраты на разработку, что является стимулом для автопроизводителей оставаться в спорте.

Тем не менее, чем дольше F1 откладывает внедрение нового бензинового или гибридного двигателя, тем сложнее будет заставить автопроизводителей прийти в эту гоночную серию. Чем ближе будет время запрета в Великобритании, тем больше будет шансов, что другие ключевые страны последуют ее примеру. Трудно представить, чтобы какой-либо производитель подписал дорогостоящий долгосрочный контракт на продвижение бензиновых или гибридных двигателей, которые им вскоре запретят продавать.

На дорогах по-прежнему будет огромное число автомобилей с бензиновым двигателем, но они не представляют особого интереса для производителей, поскольку основная часть их доходов поступает от новых продаж. Аналогичным образом, правительство Великобритании не смогло остановить курение людей, но не позволило производителям табака продвигать его. Продвижение бензиновых и гибридных двигателей в таких странах, как Великобритания, может стать табу, поскольку они загрязняют окружающую среду, и, что особенно важно, продавать их будет незаконно.

Экологически чистый «болид» F1. Фото E.A.N.

Критики могут утверждать, что скачки по-прежнему проводятся, хотя лошади и телеги не используются для перевозки более полувека. Тем не менее, скачки не нуждаются в миллиардах долларов от автопроизводителей. Если двигатели для F1 не изменятся, сам чемпионат может получить красный свет, даже если право Liberty Media на его проведение истекает в 2110 году.

Спортивный директор F1 Росс Браун в 2018 году сказал: «Если через пять или десять лет возникнет необходимость или желание иметь силовой агрегат другого типа в Формуле-1, тогда мы это сделаем. Ничто не помешает нам в будущем иметь электрические машины Формулы 1 ». Его комментарии вызвали спор, потому что «Формула E», а не F1, имеет право быть эксклюзивным чемпионатом FIA по электрическим автогонкам. Это может помешать F1 стать электрическим чемпионатом, но не помешает объединению двух гоночных серий. Человек, который мог бы это устроить — Джон Мэлоун, который является председателем и Liberty Media, и Liberty Global, которая, в свою очередь, является крупнейшим акционером в «Формуле E».

Даже если бы объединенная организация называлась F1, это был бы конец чемпионата во всех отношениях, кроме названия, поскольку он был бензиновым с самой первой гонки в 1950 году. Время покажет, сколько осталось горючего в баке.