25.04.2024

Падение Williams: Что случилось, и кто оказался виноват

Фото E.A.N.

Бывший технический директор Williams F1 Пэдди Лоу впервые с 2019 года дал публичные комментарии по той ситуации, которая возникла в команде на исходе десятилетия. Как пишет Скотт Митчелл на сайте The Race, сейчас можно в анализе ситуации учесть обе точки зрения: команды и ее бывшего техдиретора. На момент фактического ухода Лоу из команды, ситуация выглядела так, словно именно Пэдди виноват в провале. Но не все так однозначно.

Пэдди Лоу заявил, что его злополучное возвращение в команду было «действительно тяжелой работой без всяких наград» и единственной частью его карьеры в «Формуле 1», которая ему не нравилась. После того, как Лоу играл ключевую роль в структуре руководства Mercedes в завоевании титулов в  2014-2016 годах, он вернулся в Williams в 2017 году Лоу начал карьеру в этой команде и проработал до 1993 года.

Однако воссоединение было неудачным, поскольку Williams просела до последнего места в Кубке Конструкторов с первым автомобилем, выпущенным под руководством Лоу в 2018 году, а сезон 2019 года начался катастрофически.

После того, как автомобиль FW42 пропустил начало предсезонных тестов в Барселоне из-за того, что не был готов, части машины пришлось переработать, чтобы они были разрешены для первой гонки, и машина сильно отставала по скорости. Лоу ушел в длительный отпуск перед открытием сезона и официально покинул команду летом, поскольку Williams снова финишировал последним в чемпионате.

Затянувшаяся сага и решение Лоу использовать для себя другие возможности за пределами «Формулы 1» стали причиной того, что он никогда до этого момента публично не делился своим мнением об уходе.

Завершая этот период молчания в официальном подкасте F1 Beyond The Grid, Лоу сказал: «Честно говоря, я не люблю останавливаться на этом периоде, потому что в F1 я любил каждый год своей работы  и всех по разным причинам, и в некотором смысле становилось все лучше и лучше. Если честно, те два года в Williams мне не понравились. Это была действительно тяжелая работа без всякой награды. И да, я думаю, чем меньше сказано, тем лучше. Все, что я могу сказать, это то, что «Формула 1» — это пространство нетерпения, нет ничего «терпеливого». И все же это невероятно сложное соревнование, пожалуй, самое сложное соревнование на Земле. И это означает, что если вы упустите какой-то трюк и, конечно же, если вы не будете делать правильные вещи в течение длительного периода времени, вы не сможете ожидать мгновенного восстановления. Это не человеческий фактор. Я хорош во многих вещах, и я думаю, что доказал это во многих областях, но я не могу творить чудеса, и уж точно не чудеса в отношении времени.

Я приведу вам хороший пример: в основе команды-победителя лежит буквально команда-победитель, то есть — люди. Теперь лучшие люди в «Формуле 1» обычно не хотят идти работать в команде, которая не в отличной форме. Так что нанять лучших уже сложно. И если человек есть, то  он обычно находится на очень длительном сроке уведомления.

Даже тогда, когда новые специалисты приходят, им нужно год, два, три года, чтобы оказать какое-либо влияние на инфраструктуру, потому что автомобиль, который вы производите и его производительность — это функция вашей организации — люди, оборудование, технологии, программное обеспечение, все ваши знания вложены в этот продукт.

Итак, если у вас медленная машина, дело не в том, что у вас медленная машина, а в том, что у вас есть организация, которая производит медленные машины. Вы должны исправить организацию, а это долгий, долгий процесс».

Williams не выигрывал Гран-при с 2012 года, но его форма уже сильно колебалась до того момента, особенно со времени окончания эры BMW. В конце 2018 года Лоу сказал, что Williams застрял в неправильном менталитете, полагая, что находится ближе к прорыву в производительности, чем было на самом деле.

В интервью, опубликованном F1 на этой неделе, он сделал аналогичное наблюдение, заявив, что его хорошая профессиональная форма в начале турбо-гибридной эры V6, когда он сделал вдохновенный выбор переключиться на Mercedes, дал «какое-то ложное впечатление о лежащей в основе работе. Они жили за счет ряда других унаследованных преимуществ, которые постепенно ослабевали. Когда организация начинает сбиваться с пути из-за того, что у нее не было правильных инвестиций или правильных решений, она не сразу делает плохие машины. «Разматывание» происходит так же медленно, как и «намотка». Вот почему очень трудно, когда ваша команда утратила эту способность, понимать, насколько сложно победить, какой это долгий и важный процесс, потому что последствия довольно многогранны».

Лоу сравнил это со своим опытом работы в Williams, когда McLaren доминировал в конце 1980-х — начале 1990-х, а затем перешел в McLaren, поскольку большую часть десятилетия компания восстанавливала себя в качестве лидера. «И они не опустились так низко, — добавил Лоу. Итак, я желаю Williams всего наилучшего со своими новыми владельцами».

Семья Уильямс продала команду «Формулы-1» компании Dorilton Capital в течение сезона 2020 года, после чего руководитель команды Фрэнк и ее заместитель Клэр ушли вскоре после этого. С тех пор Dorilton вложил значительные средства в Williams, назначив Йоста Капито генеральным директором, а Саймона Робертса руководителем команды. Лоу также был, наконец, заменен, когда Капито нанял своего бывшего коллегу по Volkswagen Франсуа-Ксавье Демезона в качестве технического директора.

«Я был доволен. И, честно говоря, Williams должны были сделать это раньше по разным причинам, не имеющим отношения к кому-то персонально. Команда оказалась в очень негативной спирали с точки зрения финансирования. Пока я был там, я наблюдал, как спираль продвигается дальше вниз, и, на самом деле, это довольно неприятно, потому что вы понимаете, что нет хорошей конечной точки. Я очень рад, что команда была продана по разумной цене, и что Клэр и ее братья ушли с чем-то, с чем можно поработать, из того великого дела, которого семья Уильямс достигла за эти годы. Имя сохранено. И у команды есть новые инвесторы со средствами, чтобы продвинуть дело вперед и повернуть спираль в другом направлении. Это будет долгий процесс».

Было ясно, что воссоединение Лоу и Уильямса подходит к концу, когда он был отправлен в отпуск в марте 2019 года. Более того, в частном порядке команда начала позиционировать Лоу как главную причину своего «ада» в начале 2019 года. Было слишком много конкретных и подробных историй, которыми делились в частном порядке, чтобы считать их полностью вымышленными, но эти истории всегда были односторонними, что делает невозможным справедливое суждение. Проблема усугублялась всегда  тем, что так много времени требовалось, чтобы получить хотя бы небольшую выборку из версии событий Лоу.

Основной вывод из того, что Лоу говорил о «мучительном» опыте попадания в ловушку «негативной спирали» команды и ощущении, что ситуация никогда не улучшится, заключается в предположении, что Пэдди был перегружен своей ролью технического директора в Williams. Он почти наверняка был удивлен тем, насколько внутренние процессы Williams отстали от графика, и нельзя отрицать, что у команды были некоторые глубоко укоренившиеся проблемы, которые необходимо было решить.

Скорее всего, у Лоу был свой собственный подход к этим проблемам. Возможно, он не обращал внимания на краткосрочные приоритеты в процессе, что, похоже, согласуется с позицией Williams о том, что он мешает работе, и ясным ощущением угасающего энтузиазма по поводу проекта.

Лоу сказал, что не может творить чудеса и никогда не собирался снова превращать фундаментально слабую организацию в топ-команду, щелкая пальцами. С этим трудно поспорить. Но судьба Williams также ухудшилась под его присмотром, и он должен нести за это некоторую ответственность. Тот факт, что дела в команде пошли на лад после ухода Лоу, и некоторые вещи, за которые якобы отвечал Пэдди, стали лучше, также означает, что сторона истории команды подкрепляется с учетом преимуществ ретроспективного анализа.

Корреляция не равняется причинности, и Лоу, вероятно, чувствовал, что его сделали козлом отпущения. В какой-то степени он им и оказался. Команде Williams, безусловно, было удобно повесить на него  ситуацию начала 2019 года и выиграть время — этот актив, которого Пэдди жаждал сам, — для следующей попытки возродить состояние команды.

Восходящая кривая, по которой двигается Williams, оправдает тех, кто считал, что Лоу был виноват, и отстранение его было лучшим курсом действий. Очевидно, что  сейчас Лоу, находящий цель и удовольствие за пределами «Формулы 1», оказался вдали от разочарований, которые он испытывал, воссоединившись со своей командой.

Хорошо, что Пэдди Лоу закончил долгое молчание и частично обратился к случившемуся. Подобные расколы всегда доставляют неудобства, когда одна сторона не раскрывает историю. Точная природа раскола остается загадкой, но мы, вероятно, можем сделать вывод, что это было неизбежно — и к лучшему.